Для анализа инвестиционной привлекательности целесообразна оценка следующих элементов системы здравоохранения и параметров, связанных с разрабатываемой медицинской технологией:1.
Оценка неудовлетворенных потребностей системы здравоохранения с учетом их приоритетности и идентификации востребованных направлений. Включает в себя сбор и анализ статистических данных, изучение потребностей и определение приоритетов со стороны регулятора, медицинских работников и пациентов. В рамках этого этапа выделяют следующие направления анализа:
- оценка организации и финансирования системы здравоохранения, включая структуру, ресурсы, население, демографию, целевую аудиторию анализируемых технологий, уровень доступности медицинской помощи, анализ текущих проблем в здравоохранении и запросов населения и т.д.;
- изучение неудовлетворенных потребностей по лечению и диагностики анализируемых заболеваний ( проведение опросов и фокус-групп с клиническими экспертами и пациентами);
- учет тяжести и распространенности оцениваемых заболеваний и (или) состояний, экономические аспекты, каналы финансирования, существующие программы лечения, а также множество других критериев, характеризующих предмет оценки. На основании полученных данных определяются приоритетные сегменты (целевая аудитория) заболеваний и (или) состояний. Данный этап также сопровождается участием регулятора, плательщиков, клинических экспертов и других заинтересованных сторон.
2.
Анализ рыночного потенциала новых технологий включает в себя исследование фармацевтического рынка, рынка медицинских изделий и услуг, на котором предполагается внедрение новой медицинской технологии, тенденции его роста и сегментация. Чем больше потенциал для роста и масштабирования, тем более привлекательными будут инвестиции. Данный этап подразумевает валидацию с клиническими экспертами информации о численности пациентов и их сегментации, новые тренды лечения и диагностики.
3.
Оценка бремени заболеваний, являющихся показаниями для назначения новой технологии и анализ влияния на бюджет, которые включают в себя определение воздействия заболеваний и (или) состояний на пациентов, общество и систему здравоохранения через такие параметры, как смертность, продолжительность жизни, заболеваемость, качество жизни, частота обращений за медицинской помощью, количество госпитализаций, затраты на лечение, инвалидность и др. Отдельно оценивается ожидаемые параметры клинической эффективности и безопасности новых технологий.
4
.Идентификация «готовности» системы здравоохранения, включая диагностику, лечение и профилактику, к разрабатываемой технологии в соответствии с текущей нормативно-правовой документацией, регламентирующей условия оказания медицинской помощи. Данный этап включает в себя анализ нормативно-правовой базы, в том числе клинические рекомендации, порядки и стандарты медицинской помощи, а также оценку соответствия новых технологий текущей практики оказания медицинской помощи.
5.
Определение клинико-экономической приемлемости новых технологий, включая проведение систематического обзора литературы по оценке эффективности и безопасности технологий сравнения, разработку клинико-экономической модели течения заболевания и определение приемлемых для системы здравоохранения цен и затрат.
- При выполнении данного этапа может быть использовано несколько методов, применение которых обусловлено той фазой жизненного цикла, в которой находится инновационная медицинская технология. Так для медицинской технологии, находящейся на этапе разработки (фундаментальные и прикладные исследования) целесообразно применение симуляционных клинических исследований (In silico).
- Данный подход компьютерного моделирования (симуляции) посредством построения математических моделей на основании обобщенных предварительных данных (эффективность, прогрессирование заболевания, вариабельности пациентов, затраты и др.) позволяет спрогнозировать клиническую картину у различных групп пациентов, а также определить условия, при которых новая технология сможет представлять интерес для системы здравоохранения. Полученные результаты позволят получить некоторую определенность в отношении целесообразности проведения дальнейших клинических исследований и в случае отрицательного прогноза избежать неоправленных инвестиций.
- Другой подход включает в себя ранее экономическое моделирование, применение которого возможно при первичном получении данных об эффективности медицинской технологии, что позволит оценить клинико-эконмические последствия от применения новой медицинской технологии.
6.
Оценка «точек неопределенности», связанных с параметрами изучаемой технологии здравоохранения. Полученные в результате проведения предыдущих этапов оценки инвестиционной привлекательности данные о системе здравоохранения, фармацевтическом рынке, а также самой инновационной медицинской технологии позволяют определить перечень неопределенностей, ограничений и допущений, которыми характеризуется разрабатываемый продукт. Эти параметры в дальнейшем могут преобразовываться в риски, препятствующие эффективному внедрению инновационной технологии в систему здравоохранения. В связи с этим на данном этапе необходимо разработать комплекс мер, направленных на минимизацию этих рисков. Кроме того, неопределенности, идентифицированные на этом этапе, могут быть использованы для проведения раннего диалога с регулятором. Следует отметить, что параллельно с изучением новых технологий уровень неопределенности их клинической эффективности и экономической приемлемости снижается, что повышает привлекательность продукта и повышает его капитализацию.
Конечным этапом оценки инвестиционной привлекательности является разработка бизнес-плана, содержащего в себе оценку среды, в которую погружается новая медицинская технология, в том числе конкурентной, возможные последствия от ее внедрения, а также потенциальные риски и пути их решения. Риски, особенно на этапе разработки, сопровождаются неизвестными параметрами, характеризующими технологию, что требует также описания проведения мероприятий для получения недостающих данных и полноценной оценки последствий выхода технологии на фармацевтический рынок.
Анализ инвестиционной привлекательности является важной частью разработки и дальнейшего продвижения любой медицинской технологии, результаты которой важны как для разработчика, так и для потенциальных инвесторов, которые будут заинтересованы в ее финансировании. К потенциальным инвесторам можно отнести государство, что делает дальнейший диалог с регулятором еще более актуальным. Данная оценка может быть проведена любым заинтересованным участником системы здравоохранения, включая также институты и научные сообщества.
В международной практике вопросами оценки инвестиционной привлекательности занимаются зарубежные ОТЗ агентства, а также частные организации, определяющие потенциал новых разработок. В РФ вопросами оценки и внедрения инновационных медицинских технологий занимаются Центры трансфера медицинских технологий, Центр поддержки внедрения новых технологий, а также институты трансляционной медицины, базирующиеся на базах научно-исследовательских центров.
Учитывая важность преодоления регуляторных требований для эффективного внедрения инновационной медицинской технологии сегодня создаются «институты научного консультирования». В рамках научного консультирования организуются встречи заявителей (разработчиков) с регулятором или так называемые ранние диалоги, представляющие собой структурированные, систематические процессы, обеспечивающие предоставление и обсуждение данных, необходимых для принятия положительных решений в отношении медицинских технологий в соответствии с требованиями регулятора. Целью этого процесса является консультирование по вопросам потенциальной эффективности и безопасности медицинской технологии, дизайна, объема выборки, анализируемых исходов и сравниваемых альтернатив планируемых клинических исследований для обеспечения возможности регистрации новой технологии.
Процедура проведения научного консультирования подразумевает наличие регулирующего органа, осуществляющего диалог с разработчиками и (или) производителями, благодаря которой заявитель получает рекомендации в отношении необходимых доказательств и как следствие – комплекса мероприятий, которые ему необходимо совершить для успешной регистрации медицинской технологии.
В том случае, если разработчик и (или) производитель планирует дальнейшее внедрение разрабатываемой медицинской технологии в систему здравоохранения, ее финансирование или возмещение, то в рамках научного консультирования также привлекаются представители ОТЗ агентств, которые дают рекомендации в отношении данных, необходимых для этого этапа продвижения новых технологий.
В отношении раннего диалога с регуляторными органами в рамках ЕАЭС согласно статье 26 Решения № 7836 регламентировано проведение уполномоченными органами или экспертными организациями государств-членов по запросу заявителя научных и предрегистрационных консультаций в соответствии с законодательством государств-членов, однако отдельного нормативно-правового акта ЕАЭС по механизму консультирования пока не принято. На практике консультации проводятся до подачи заявления на регистрацию ЛП по вопросам, связанным с проведением фундаментальных, прикладных или клинических исследований, аспектам процедуры регистрации, формата подачи заявления и регистрационного досье, по вопросам предоставления образцов ЛП, стандартных образцов и других материалов, необходимых для проведения лабораторной экспертизы качества, и по другим вопросам.
Проведение научного консультирования может сопровождаться обсуждением следующих направлений, касающихся новых медицинских технологий:- параметров качества разрабатываемого медицинского продукта, включая производство, фармацевтические, биологические испытания технологии и т.д.;
- проведения доклинических исследований (например, тесты, определяющие эффективность медицинской технологии);
- проведения клинических исследований (например, выбор конечных точек, определение целесообразности проведения исследования на конкретной популяции с определенной альтернативой и др.);
- методологических параметров (методы оценки данных, проведение анализа данных, требования к моделированию и др.);
- общей стратегии развития (определение ожидаемого места медицинской технологии в практике лечения, потенциал возмещения и др.).
Следует отметить, что содержательная часть научного консультирования зависит от того, на каком уровне технологического процесса находится медицинская технология (фундаментальные, прикладные или клинические исследования). Так, например, консультироваться разработчику и (или) производителю в отношении проведения доклинических исследований, когда медицинская технология находится уже на этапе проведения клинических исследований, нецелесообразно.
Разработка и дальнейшее продвижение новой медицинской технологии является сложным процессом, обусловленным возникающими рисками, связанными с параметрами, характеризующими медицинскую технологию, включая оценку его эффективности и безопасности, а также влияния на течение заболевания, и особенностями конкретной системы здравоохранения, особенно в начале жизненного цикла медицинского продукта. Однако при должном использовании мер, включающих оценку инвестиционной привлекательности, а также проведения раннего диалога с регулятором и ОТЗ-агентством, можно минимизировать риски неудачи, связанные с внедрением технологии здравоохранения в систему здравоохранения.
Следующим этапом продвижения новых технологий является их «погружение» в систему национального (бюджетного и страхового) финансирования. Начало этого этапа определяется процедурой регистрации продукта уполномоченным органом исполнительной власти (Министерство здравоохранения РФ) для лекарственных препаратов и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения для медицинских изделий.
В настоящее время в РФ медицинская помощь организуется и оказывается на основе клинических рекомендаций, которые занимают центральное место в системе стандартизации здравоохранения. Именно на их основе разрабатываются документы, определяющие медицинскую помощь и финансирование системы здравоохранения: стандарты медицинской помощи, и документы, определяющие качество медицинской помощи – критерии оценки качества медицинской помощи. Кроме того, клинические рекомендации являются документами, помогающими врачам принимать решения о выборе тактики лечения пациентов, влияют на клиническую практику и способствуют повышению качества медицинской помощи путем внедрения в практику современных и эффективных методов лечения. Именно это определяет стратегию погружения новых и персонализированных технологий в систему здравоохранения.
С этой точки зрения, зона ответственности трансляционной медицины расширяется и должна охватывать процессы погружения технологий в систему государственного или страхового финансирования, т.е. до момента обеспечения доступности новых технологий для каждого нуждающегося в них пациента.
Клинические рекомендации разрабатываются медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (МПНКО) в соответствии с установленным порядком разработки и требованиями, установленными приказами Минздрава России. Благодаря тому, что процесс разработки клинических рекомендаций четко регламентирован, требования к доказательным аргументам и необходимым клиническим исследованиям представляются понятными и прогнозируемыми.
В соответствии с текущими требованиями перечень заболеваний, для которых должны быть разработаны клинические рекомендации, устанавливается Минздравом России. В случае появление новых технологий для заболеваний, не входящих в перечень Минздрава, их разработчик всегда может инициировать разработку соответствующих клинических рекомендаций сверх утвержденного перечня совместно с профильными МПНКО.
Включение новых лекарственный препаратов в клинические рекомендации осуществляется с указанием модели пациента и, при необходимости, клинической ситуации. Включение медицинских изделий, диагностических тестов или других технологий в клинические рекомендации происходит через конкретные методы и способы диагностики и лечения, также с определением модели пациента и клинической ситуации.
В этом случае для включения новых технологий возможно «прописание» определенных медицинских услуг, конкретизирующих описанные методы диагностики и лечения. Предложенные в клинических рекомендациях тезисы о медицинских услугах, лекарственных препаратах и медицинских изделиях должны быть подтверждены научным обоснованием через указание УДД и УУР.
Анализируя развитие и внедрение подходов технологий ПМ следует отдельно остановиться на треках внедрения различных технологий. Лекарственные препараты, такие как орфанные препараты, CAR-T технологии, генные препараты, достаточно просто вписываются в соответствующие разделы лечения с указанием УДД и УУР.
В случае необходимости включения диагностических тестов, определяющих тактику и выбор популяции пациентов (исследований для определения вариантов генов, фармакогенетические исследования и др.), в соответствующих разделах клинических рекомендаций также указывается необходимость их проведения с указанием УДД и УУР. В случае описания диагностических тестов степень их конкретизации может быть различна – от указания необходимости проведения того или иного исследования до прописания названия конкретной медицинской услуги с указанием конкретного метода проведения исследований.
Клинические рекомендации, проведшие процедуру экспертизы, далее проходят процедуру одобрения научно-практическим советом (НПС). НПС является постоянно действующим органом при Минздраве России, созданным для рассмотрения клинических рекомендаций и принятия решений об их одобрении, отклонении или направлении клинических рекомендаций на доработку. Одобренные и утвержденные МПНКО и клинические рекомендации размещаются в Рубрикаторе клинических рекомендаций Минздрава России (Рубрикатор). Следует отметить, что на законодательном уровне определены сроки пересмотра клинических рекомендаций: не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в шесть месяцев. Это дает возможность разработчикам и заявителям уже через шесть месяцев инициировать актуализацию клинических рекомендаций для погружения в них новых, не включенных ранее технологий.